Гербалайф
Для начала послушаем, что говорит по поводу своего продукта представитель самой фирмы «Гербалайф Интернэшнл», директор по связям с общественностью г-жа Джиллиан Форд: «Все 10 продуктов компании «Гербалайф Интернэшнл» ни в коем случае не являются лекарствами и поэтому не могут помочь при лечении каких-либо болезней.»
«Продукцию «Гербалайфа» может употреблять любой человек, хотя страдающим серьезными заболеваниями следует проконсультироваться со своим врачом, прежде чем переходить на какой бы то ни было режим контроля за своим весом.»
Даже вышесказанное позволяет сделать вывод, что «Гербалайф» сам по себе безвреден и бесполезен.
Впрочем, над следующим высказыванием г-жи Джиллиан Форд стоит задуматься:
«Программа использования продуктов «Гербалайф» направлена на снижение или сохранение веса человека и одновременно на улучшение его питания».
Каким же образом происходит похудение и улучшение питания?
Представители фирмы не скрывают ответа: нужно одновременно с употреблением «Гербалайфа» (цена месячного комплекта составляет в среднем 150 долларов) снизить ежедневное потребление калорий до 700 ккал в день.
Ну что, надо отметить, вполне хорошая рекомендация. Правда 700 ккал в день – это все-таки излишне строго, лучше употреблять хотя бы 900-1100 ккал в день, но в целом, конечно, такое резкое понижение калорийности рациона неизбежно приведет к похудению.
Да, но причем здесь сами препараты «Гербалайф»? За что собственно, платить 150 долларов, если весь эффект похудения дает только понижение калорийности питания?
Впрочем, что касается «Гербалайфа», то тут все оказалось несколько сложнее.
Эта компания зарабатывает свои деньги вовсе не продажей свои препаратов. Бизнес этой компании – это продажа так называемых контрактов и эту схему зарабатывания денег «из воздуха» и называют гениальным изобретением владельца этой компании.
Вот как это делается.
Во-первых, создан красивый миф, который звучит примерно так. В юности у президента компании Марка Хьюза умерла мать. Она страдала ожирением и очень хотела похудеть. Она начала курс голодания, но ее организм не выдержал. Марк Хьюз был потрясен и занялся поиском безопасных средств похудения. Он учел и диетически рекомендации, и традиции тибетской медицины, и даже исследования ученых Американского космического агентства по разработке пищи для астронавтов. Эти длительные поиски и привели к созданию чудо-продукта – «Гербалайфа». Но Марк Хьюз считает вопросы питания очень деликатными и не признает публичной рекламы гербалайфа по моральным соображениям. Поэтому он и распространяет свой гениальный продукт через предприимчивых людей – дистрибьюторов.
Во-вторых, компания «Гербалайф» действительно создала многоуровневую пирамидальную организацию сети дистрибьюторов.
И вот тут и происходит самое интересное – компания оформляет с каждым дистрибьютором платный договор (125 долларов). Вот, собственно и все, дело сделано. Продавать гербалайф компании уже не нужно. Достаточно продать контракт и красивую легенду. Простая бумажка обменивается на деньги.
А как потом дистрибьютор будет врать свои знакомым о чудесных свойствах гербалайфа, чтобы продать эти травяные сборы и хотя бы оправдать свои деньги, компанию уже не интересует. Её бизнес – это вовсе не продажа гербалайфа, а продажа контрактов дистрибьюторам.
Впрочем, вопрос остается открытым: зачем люди покупают гербалайф с его 700 килокалориями суточного рациона, если они могут сами уменьшить свой рацион до 700 ккал и никому за это не платить? Результат все равно будет тем же самым.
Ответ простой: люди мечтают получить чудо-пилюлю и, посасывая ее лежа на диване, комфортно худеть. Спрос на «чудо» рождает предложение этого «чуда».