КФ «Хлебный Спас»: как сертификат «Халяль» поможет увеличить продажи
Международная система сертификации «Халяль» (Halal) – признанная во многих странах система контроля качества пищевых продуктов. Она строга к генно-модифицированным продуктам и ингредиентам. Поэтому все больше потребителей самых разных национальностей и конфессий выбирают продукцию с маркировкой «Халяль» как более безопасную и экологически чистую. Этим объясняется и рост числа производителей пищевой продукции, которые стремятся получить сертификат «Халяль» – официальный документ, подтверждающий соответствие продукции общим требованиям стандарта. С какими сложностями может столкнуться бизнес при сертификации и какие перспективы открываются перед компаниями после её успешного прохождения, рассказала кондитерская фабрика «Хлебный Спас».
Центр по аудиту и контролю «Халяль» вручил сертификат соответствия КФ «Хлебный Спас» в марте 2021 года. Маркировку «Халяль» разрешено использовать на большинстве наименований продукции КФ «Хлебный Спас». В том числе на продуктовых линейках «Полезный завтрак», «Овсяная коллекция», «Чипперс Арахис» и «Coffee Time» («Крендельки со вкусом Капучино и тростниковым сахаром», «Итальянское с шоколадом, апельсиновым вкусом и изюмом»), а также на хлебцах торговой марки «Magic Grain».
Вопрос развития
«О том, что нам нужно получить сертификат «Халяль», мы задумались в прошлом году, во время участия в выставке Gulfood в Дубае (ОАЭ), которая проходила как раз перед пандемией, – рассказывает Мария Иванова, директор по маркетингу КФ «Хлебный Спас». – В переговорах с дистрибьюторами, представителями торговых сетей мы регулярно получали запросы на наличие сертификата «Халяль». Оказалось, что без этой маркировки экспорт продукции в мусульманские страны невозможен. Если в России сертификация «Халяль» добровольная, то для стран Арабского мира она является обязательной.
Очевидно, что наличие сертификата «Халяль» расширило бы возможности нашей компании, стимулировало рост продаж и стало бы важным этапом в развитии экспортного направления.
На российском рынке в сертификате «Халяль» тоже есть потребность. В России проживает около 20 млн мусульман, и они выбирают халяльные продукты по религиозным соображениям. Особенно популярен халяль в таких регионах, как Кабардино-Балкария, Чечня, Ингушетия, Дагестан. Кроме того, прослеживается чёткая тенденция на рост популярности халяльных продуктов среди немусульманского населения. Потребители сейчас всё больше ориентируются на ЗОЖ, люди ищут более чистые и безопасные продукты и обращают внимание на наличие на упаковках знаков, которые на эту безопасность указывают: «ГОСТ», «Халяль», «Без пальмового масла» и т.п. Этот тренд невозможно игнорировать.
Поэтому, вернувшись с выставки, мы начали смотреть, как можно получить этот документ в России».
«То, что дозволено»
Изначально термин «халяль» (араб. حلال – разрешенный, дозволенный) является подтверждением соответствия исламским традициям. Причем применяется он не только к пище, но и ко всем сферам жизни и деятельности человека. Продукция – пищевая, косметическая, фармацевтическая и т.д., – изготовленная по всем мусульманским стандартам и разрешенная к употреблению и использованию, маркируется специальным знаком «Халяль».
Система сертификации «Халяль» зарекомендовала себя как гарант качества продукции, не содержащей ингредиентов и добавок, которые могут нанести вред организму человека. Огромное число пищевых добавок, разрешенных в России и Европе, системой «Халяль» не допускаются к использованию при производстве продовольственных товаров. Например, усилители вкуса или ряд консервантов, широко применяемые для консервирования мясных и рыбных изделий, маргарина, майонеза, кетчупа, плодово-ягодных продуктов, сладких газированных напитков.
Особые требования
Система «Халяль», зарегистрированная Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии России, содержит ряд специальных требований к сырью, из которого производится халяльный продукт. А также к производственным помещениям, инвентарю, персоналу, производственному процессу и др.
Так, для производства продукции халяль недопустимо использовать всё, что связано со свининой, а также мясо и сырье, выработанное из животных, забитых с нарушением исламских традиций; хищных животных и птиц, собак, ослов и мулов. Нельзя использовать железы внутренней секреции, желчного и мочевого пузырей, гениталий животных, кровь, а также любые продукты, которые соприкасались с вышеперечисленными запрещенными продуктами.
При изготовлении любой пищевой продукции нельзя использовать ингредиенты, в составе которых есть алкоголь или наркотические вещества; жировые добавки и иные добавки нехаляльного происхождения. Недопустимы ферменты, полученные из органов животных, а также желатин и вспомогательное сырье на его основе, если нет подтверждения, что они получены из халяльного источника. Генетически модифицированное сырье в любом виде также под запретом. И это далеко не весь перечень условий.
К производственному процессу есть требование по помещениям. Изготавливать халяльную продукцию рекомендуется в отдельных цехах и с помощью отдельного инвентаря. Но если выделить помещения и инвентарь нет возможности, то допускается производство халяльной продукции в специально отведенные для этого дни, при более жёстком (щепетильном) контроле.
Отдельное требование к поверхности оборудования и инвентаря: она должна быть гладкой и легко подвергаться очистке, мойке и дезинфекции. Поэтому использование деревянного инвентаря допускается в исключительных случаях, после тщательной дезинфекции, промывки и контроля лаборатории, которая проверяет их на бактериологическую чистоту и наличие неровностей. Неровности, кстати, недопустимы, они затрудняют дезинфекцию.
Доскональный анализ
Весь процесс сертификации КФ «Хлебный Спас», с момента подачи заявки до получения подтверждения соответствия, занял два месяца.
В процессе осматривается и изучается абсолютно всё – от ингредиентов и состава смазочных материалов (важно, чтобы в нём не было свиного жира) до степени чистоты производственных помещений, состава моющих и дезинфицирующих средств.
Эксперты внимательно следили за каждым этапом производства, за тем, как всё организовано на конвейерной линии: нет ли нарушений в технологическом процессе, какая упаковка используется, и прочее. Вся документация экспертами анализировалась отдельно. Буквально поднимался весь архив и тщательно изучался.
Представители КФ «Хлебный Спас» считают, что успешному прохождению проверки на соответствие стандарту способствовало наличие у компании сертификата HACCP (ХАССП) и следование его принципам.
«Программа многоступенчатого контроля качества, безопасности сырья и готовой продукции, а также управления производственными процессами на основе принципов HACCP была внедрена на предприятии ещё в 2017 году. Компания получила сертификаты ISO 22000, FSSC 22000 – одни из самых авторитетных в мире гарантов качества и безопасности пищевого продукта. В какой-то степени это нам помогло выдержать проверку по Системе «Халяль», многие требования к производству в них пересекаются», – поясняет Мария Иванова.
Внутренние стандарты кондитерской фабрики по персоналу, производственным помещениям и инвентарю также совпадали с условиями Системы «Халяль» – здесь ничего менять не пришлось. А вот по упаковочному материалу дополнительная работа была проведена. И сейчас, уже после получения сертификата, каждый макет упаковки, на которой размещается знак «Халяль», перед запуском в печать в обязательном порядке согласовывается с сертифицирующей организацией.
Ожидания и возможности
В настоящее время КФ «Хлебный Спас» готовится начать поставки халяльной продукции под брендами «Хлебный Спас» и «Magic Grain» в страны Ближнего Востока и Юго-Восточной Азии.
«Спрос на кондитерские изделия здесь выше, чем в европейских государствах», – говорит Мария Иванова. – Полки с кондитерскими изделиями в магазинах и супермаркетах в этих странах в три-четыре раза шире. Много профильных магазинов сладостей. Сертификат «Халяль» позволит нам проводить переговоры с дилерами о поставках продукции на потенциально значимые для компании потребительские рынки. У нас уже есть договоренности с дистрибьюторами и торговыми компаниями из Объединенных Арабских Эмиратов, Ирака, Саудовской Аравии и ряда других стран. По нашим расчетам, поставки на эти рынки дадут рост экспортных продаж нашей компании на уровне 15-20%».
Кроме того, как отмечают в КФ «Хлебный Спас», сертификат «Халяль» положительно влияет на репутацию производителя и повышает вероятность получения крупных заказов, в том числе от зарубежных организаций.
Наши кондитерские изделия могут поставляться в Индонезию, Индию, Пакистан и в страны Африки. Единственная сложность на сегодня – сроки. Сертификат выдается на год. Его можно продлевать, но сейчас перед нами задача показать максимальный результат в оставшееся время. Необходимо сконцентрировать все усилия в направлении развития экспорта и южных регионов России», – отмечает Мария Иванова.
Партнерский материал, специально для Calorizator.ru
Копирование данной статьи целиком или частично запрещено.